Стратегическая сессия – это работа управленческой команды над внутриорганизационным дизайном компании. Не только над стратегией компании, но и организационной структурой, целями организации, изменениями, новыми проектами и развитием бизнеса в целом.
На стратегические сессии выносят следующие вопросы: обсуждение новой стратегии компании,
разработка плана по открытию нового направления или запуска нового проекта,
проработка несогласованности действий при реализации проектов,
разработка новых решений,
разработка новой системы мотивации, KPI,
оптимизация организационной структуры компании,
оптимизация внутренних бизнес-процессов и коммуникаций,
выработка единого мнения на решение определенных задач,
разработка или обновление корпоративных миссии, ценностей, компетенций. Основ организационной культуры (стандарты обслуживания клиентов или кадровая политика).
Модерация стратегической сессии включает следующие этапы:
1. Предварительная сессия с Заказчиком
Проводится для определения приоритетов, целей и задач стратегической сессии. Для формирования и обсуждения целей, которые Заказчик видит для компании. Для обсуждения с Заказчиком стратегий, приоритетов, проблематик и всего того, что он считает ключевым для благополучного развития своей компании, все то, что хотел бы вынести для обсуждения на стратегическую сессию.
2. Предварительная экспресс-диагностика
Проводится для того, чтобы увидеть и описать ситуацию в компании «как есть». Это необходимо для соотнесения участниками сессии существующей ситуации с целями организации, проанализировать причины расхождений, возможные последствия. Что позволяет более объективно увидеть «исходную точку» и точнее определить дальнейший план действий.
Это важно и для более качественной подготовки самой сессии. Для подборки методов работы на сессии.
А также для того, чтобы модератору поближе познакомиться с компанией заказчика и своими глазами увидеть то, о чем говорится в запросе. Чтобы увидеть, как компания устроена изнутри, как в ней организована работа, какой имеется опыт. Чтобы непосредственно в процессе работы модератор мог быть максимально полезен, например, направляя работу группы или, при необходимости, мог высказывать экспертное мнение, понимая внутреннюю ситуацию компании.
Проводится методом опроса в основном ключевых сотрудников компании Заказчика. Или будущих участников стратегической сессии.
Работа с компанией заказчика – это всегда диалог с компанией и чем лучше выстроен этот диалог, тем больше реализация задачи стратегической сессии будет адаптирована к специфике компании. Именно для этого необходимы предварительные этапы.
3. Планирование и подготовка мероприятия.
В подготовку мероприятия кроме разработки самого мероприятия, подбора методов работы, входит и подготовительная работа с участниками сессии. По запросу консультанта, участник могут предварительно готовить имеющийся рабочий материал по теме стратегической сессии.
4. Проведение стратегической сессии.
В зависимости от запроса и задач, которые хочет решить Заказчик, сессия может включать в себя серию встреч.
Примерная программа стратегической сессии. (Программа и формат зависит и определяется целями и задачами стратегической сессии и может выглядеть по-разному).
1. Обозначение ожиданий участников, целей и задач сессии.
2. Обсуждение текущей ситуации (это могут быть результаты предварительной диагностики, swot-анализ и т.д.).>
3. Разработка решений, обсуждение альтернатив.
4. Разработка плана действий, плана развития компании.
5. Определение критериев эффективности реализации плана. Распределение зон ответственности.
6. Каскадирование плана (может быть реализовано за пределами самой встречи). Зачастую, стратегические сессии проводятся как выездные мероприятия, за пределами офиса.
5. Сопровождение.
В доработке стратегического плана и дальнейших действий, решение о которых принято на сессии. Сопровождение внедрения запланированных изменений.
На данном этапе помощь консультанта может заключаться в том, чтобы, например, совместно с Заказчиком работать над сопротивлением изменениям, или давать объективную обратную связь о процессе внедрения принятых решений, качестве внутренних коммуникаций и т.п.
В результате проведения стратегической сессии компания получит: Готовую и принятую всеми сотрудниками стратегию компании, что повышает вероятность ее успешной реализации.
Стратегический план действий.
Произведена ревизия внутренних ресурсов компании, выявлены сильные стороны и области, требующие развития.
Сгенерированы идеи, создан пул внутренних проектов.
Вовлечение сотрудников в решение общих задач, объединение мнений.
Сплочение вокруг реализации определенных задач. Не спущенных сверху, а проработанных совместно, когда были всеми озвучены все «за и против», преодолены первые возражения.
Дополнительную мотивацию сотрудников.
Реализацию стратегического управления на практике.
Создание единого информационного и понятийного поля в компании.
Более широкое видение бизнеса всеми членами команды.
Четкое разделение ответственности в реализации новых направлений и проектов.
Сплочение коллектива.
Качественно проведенную сессию.
На стратегические сессии выносят следующие вопросы:
Модерация стратегической сессии включает следующие этапы:
1. Предварительная сессия с Заказчиком
Проводится для определения приоритетов, целей и задач стратегической сессии. Для формирования и обсуждения целей, которые Заказчик видит для компании. Для обсуждения с Заказчиком стратегий, приоритетов, проблематик и всего того, что он считает ключевым для благополучного развития своей компании, все то, что хотел бы вынести для обсуждения на стратегическую сессию.
2. Предварительная экспресс-диагностика
Проводится для того, чтобы увидеть и описать ситуацию в компании «как есть». Это необходимо для соотнесения участниками сессии существующей ситуации с целями организации, проанализировать причины расхождений, возможные последствия. Что позволяет более объективно увидеть «исходную точку» и точнее определить дальнейший план действий.
Это важно и для более качественной подготовки самой сессии. Для подборки методов работы на сессии.
А также для того, чтобы модератору поближе познакомиться с компанией заказчика и своими глазами увидеть то, о чем говорится в запросе. Чтобы увидеть, как компания устроена изнутри, как в ней организована работа, какой имеется опыт. Чтобы непосредственно в процессе работы модератор мог быть максимально полезен, например, направляя работу группы или, при необходимости, мог высказывать экспертное мнение, понимая внутреннюю ситуацию компании.
Проводится методом опроса в основном ключевых сотрудников компании Заказчика. Или будущих участников стратегической сессии.
Работа с компанией заказчика – это всегда диалог с компанией и чем лучше выстроен этот диалог, тем больше реализация задачи стратегической сессии будет адаптирована к специфике компании. Именно для этого необходимы предварительные этапы.
3. Планирование и подготовка мероприятия.
В подготовку мероприятия кроме разработки самого мероприятия, подбора методов работы, входит и подготовительная работа с участниками сессии. По запросу консультанта, участник могут предварительно готовить имеющийся рабочий материал по теме стратегической сессии.
4. Проведение стратегической сессии.
В зависимости от запроса и задач, которые хочет решить Заказчик, сессия может включать в себя серию встреч.
Примерная программа стратегической сессии. (Программа и формат зависит и определяется целями и задачами стратегической сессии и может выглядеть по-разному).
1. Обозначение ожиданий участников, целей и задач сессии.
2. Обсуждение текущей ситуации (это могут быть результаты предварительной диагностики, swot-анализ и т.д.).>
3. Разработка решений, обсуждение альтернатив.
4. Разработка плана действий, плана развития компании.
5. Определение критериев эффективности реализации плана. Распределение зон ответственности.
6. Каскадирование плана (может быть реализовано за пределами самой встречи). Зачастую, стратегические сессии проводятся как выездные мероприятия, за пределами офиса.
5. Сопровождение.
В доработке стратегического плана и дальнейших действий, решение о которых принято на сессии. Сопровождение внедрения запланированных изменений.
На данном этапе помощь консультанта может заключаться в том, чтобы, например, совместно с Заказчиком работать над сопротивлением изменениям, или давать объективную обратную связь о процессе внедрения принятых решений, качестве внутренних коммуникаций и т.п.
В результате проведения стратегической сессии компания получит:
Предложение по форсайтам смотреть здесь